Версия для слабовидящих.
Письмо администрации
Вы можете высказать свои предложения по работе колледжа, задать вопрос или оставить жалобу с помощью формы обратной связи.
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

 

Ресурсный центр

Проект: «Развитие ресурсного центра»

 

Актуальность обоснования проекта.

На современном этапе социально-экономического развития страны перед системой образования ставится задача повышения качества образования обучающихся учреждений профессионального образования, подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда, компетентных не только в своей профессиональной сфере, но и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному творческому саморазвитию.

При этом особенно важным становится понимание того, что новое качество профессионального  образования  должно  обеспечиваться  не  отдельным  учреждением профессионального образования, а сетью в целом, что продиктовано, прежде всего требованием экономически целесообразного целевого распределения всех типов ресурсов.

Именно в связи с этим роль и значение Ресурсного центра как стратегического вектора, направленного на процесс подготовки квалифицированных специалистов, возрастает.

Однако, требования, предъявляемые в настоящее время к Ресурсным центрам, и пространство, в рамках которого осуществляется деятельность регионального ресурсного центра по строительству и архитектуре БУ «Нижневартовский строительный колледж», находятся в определенном противоречии, обусловленном запросами времени и, как следствие, новыми перспективными направлениями деятельности.

К данным противоречиям, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

-          целями, задачами и направлениями деятельности Ресурсного центра, обозначенными в проекте «Ресурсный центр индивидуализированной модульной подготовки рабочих кадров и специалистов для сферы строительства, автодорожной и строительной техники», и целями, задачами, которые в настоящее время ставят перед Ресурсными центрами;

-          сетевыми принципами, положенными в основу организации и деятельности Ресурсного центра в сфере строительства и архитектуры, и широким спектром возможностей самой сети;

-          требованием к расширению сферы интеграционного альянса Ресурсного центра и традиционным направлением его взаимодействия, ограниченного рамками социального партнерства с предприятиями и профессиональными образовательными организациями;

-          быстро  изменяющимися  социально-экономическими  условиями  жизни  и недостаточной мобильностью Ресурсного центра в части адаптации к новым требованиями и запросам времени;

-          широким спектром возможностей дополнительных образовательных услуг и узким портфелем образовательных услуг, предлагаемых Ресурсным центром в сфере архитектуры и строительства;

-          потенциальной  и  фактической  категорией  потребителей  дополнительных образовательных услуг на базе Ресурсного центра в сфере строительства и архитектуры.

Данные противоречия позволили нам определить ряд проблем, решение которых послужат основанием для формирования концептуальных и стратегических направлений деятельности Ресурсного центра БУ «Нижневартовский строительный колледж».

К данным проблемам относятся следующие:

1. задачи и основные направления деятельности Ресурсного центра в сфере строительства и архитектуры требуют обновления в части образовательной, учебно-методической, сервисной составляющих;

2. нормативно-правовая база требует актуализации в связи с новыми направлениями деятельности Ресурсного центра в сфере строительства и архитектуры;

3. портфель дополнительных образовательных услуг достаточно статичен и требует диверсификации;

4. сеть социального партнёрства ограничена взаимодействием с работодателями и профессиональными образовательными организациями – остаются в стороне общественные организации, бизнес-структуры, общеобразовательные организации;

5. взаимодействие с работодателями (предприятиями-партнерами) происходит в плоскости выбранных ограничений (экспертиза образовательных программ, УМК и т.п.; участие в процедуре сертификации квалификаций и т.п.) – данное взаимодействие должно быть многоуровневым, разносторонним, динамичным, отвечать запросам времени;

6. материально-технические ресурсы, обеспечивающие подготовку востребованных высокотехнологичных профессиональных рабочих кадров, уступают текущим производственным реалиям работодателей, что снижает возможности Ресурсного центра по реализации программ ДПО.

7. программы ДПО требуют корректировки в соответствии с введением профессиональных стандартов и с учетом требований WSR;

8. УМК, КОСы, ФОСы нуждаются в корректировке и обновлении с учетом требований профессиональных стандартов и ориентировки на программуWSR;

9. вопросы стажировки мастеров производственного обучения в рамках инновационных стажировочных площадок РФ в соответствии с профессиональными стандартами и компетенциями WSR нуждаются в рассмотрении, актуализации, обновлении и систематизации;

10. работа Ресурсного центра в части формирования у выпускников колледжа дополнительных  профессиональных  компетенций  с  учетом  требований  WSR  требует актуализации, систематизации, индивидуального подхода;

11. регламент, механизм критериев и уровень подготовки конкурсов профессионального мастерства на базе Ресурсного центра в соответствии с требованиями окружных олимпиад и чемпионата WSR требует обновления, систематизации, постоянной аналитической деятельности;

12. механизм сетевого взаимодействия требует актуализации в части расширения сферы услуг и предоставления на базе Ресурсного центра в сфере строительства и архитектуры мест для прохождения  учебно-производственной  практики  обучающимися  профессиональных образовательных учреждений округа по профильным строительным, дорожно-строительным дисциплинам;

13 развитие базы ДПО в системе непрерывного профессионального образования должно осуществляться с учетом взаимодействия с общеобразовательными организациями в части ранней предпрофильной ориентации и предпрофильной подготовки и потребностей взрослого населения в дополнительной профессиональной подготовке/переподготовке по направлению строительной отрасли;

14 Ресурсный центр нуждается в повышении мобильности, конкурентоспособности за счет расширения  спектра  краткосрочных  образовательных  дополнительных  программ, образовательных траекторий непрерывного профессионального образования.

Исходя из данных противоречий, нами определена основная цель:

Создание условий, необходимых для повышения социально-экономической эффективности деятельности  Ресурсного  центра  через  повышение  качества  подготовки  специалистов строительного профиля на основе социального партнерства, эффективного использования учебно-материальных ресурсов, развития интеграционных процессов сферы профессионального образования строительной отрасли, диверсификации портфеля дополнительных образовательных услуг.

Вышеуказанная цель определила выполнение следующих задач:

1. актуализация нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Ресурсного центра, в соответствии с расширением спектра услуг и обновлением направлений деятельности;

2. расширение сети партнерского взаимодействия через привлечение к совместной деятельности  представителей  бизнес-структур,  общеобразовательных  организаций, общественных объединений;

3. диверсификация портфеля дополнительных образовательных услуг, расширение диапазона  программ  дополнительного  профессионального  образования  с  учетом профессиональных стандартов и требований WSR;

4. обновление и корректировка учебно-методической документации Ресурсного центра с учетом и в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями WSR;

5. организация повышения профессиональной (практической) квалификации различных возрастных групп граждан, организация и проведение маркетинговых исследований рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг, организация опытно-экспериментальных работ по освоению  новых  технологий,  новых  видов  профессиональной  деятельности,  форм профессионального обучения, осуществление консультационной деятельности, проведение внешней экспертизы качества профессионального образования, учебных программ, проектов, методических рекомендаций, других документов по профилю ресурсного центра;

6. обновление критериев и диагностического инструментария оценки процедуры сертификации квалификаций с учетом внедрения профессиональных стандартов и требований WSR;

7. организация обучения и практики обучающихся учреждений профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов и WSR, способствующих оптимизации их индивидуальной образовательной траектории, социально-трудовой адаптации в обществе;

8. создание условий для формирования инновационных подходов в реализации деятельности Ресурсного центра (апробация и развитие комплексно-бригадного метода целевой подготовки и переподготовки рабочих кадров; организация деятельности Учебного центра «KNAUF», «BOSH», ЗАО «Нижневартовскстройдеталь и др.

Представленные нами цели и задачи будут реализованы с учетом трех основных функций, в рамках которых осуществляет свою деятельность Ресурсный центр:

-          образовательная – заключается в реализации части программ дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;

-          методическая – заключается в учебно-методическом обеспечении и сопровождении образовательного процесса, реализуемого в рамках деятельности Ресурсного центра;

-          сервисная – заключается в организации информационной, информационно-аналитической,  маркетинговой  поддержки,  а  также  обеспечении  внешних  связей  ивзаимодействии учреждений сети в целом.

Безусловно, функциональное направление, в рамках которого будет осуществляться деятельность Ресурсного центра в сфере строительства и архитектуры, по траектории движения и содержательной составляющей должно быть мобильным, открытым к изменениям и инновациям – (Табл.)

Формирование банка данных о строительных предприятиях и организациях  города,  округа, заинтересованных  в подготовке/переподготовке, повышении  квалификации специалистов

разработка  программ дополнительного профессионального образования строительного,  дорожно-строительного профиля с учетом профессиональных стандартов и требования WSR

предоставление  услуг дополнительного профессионального образования,  подготовки, переподготовки,  повышения квалификации по программа строительного  профиля  по заказу  предприятий  и организаций

Установление деловых контактов со  строительными предприятиями и предприятиями стройиндустрии, профессиональными ассоциациями,  образовательными учреждениями профессионального,  высшего профессионального образования, реализующими  программы строительного  профиля; организация взаимодействия по анализу  потребностей  в подготовке специалистов

разработка  образовательных программ  профессионального обучения,  профессиональной переподготовки,  повышения квалификации; разработка  информационно- методических,  дидактических материалов  по  обновлению содержания  программ  ДПО строительного,  дорожно-строительного профиля с учетом требований  профессиональных стандартов и WSR; разработка  системы  и написание  Программы подготовки  обучающихся  к участию в чемпионате WSR;

предоставление  услуг дополнительного профессионального образования,  подготовки, переподготовки,  повышения квалификации по программам строительного  профиля  для взрослого населения

Разработка  инструментария изучения содержания труда и требований  к  персоналу  на предприятиях  строительного профиля  в  соответствии  с современными  требованиями, требованиями профессиональных

стандартов

разработка  нормокмплектов  необходимого  учебно-технологического  обеспечения профессий  строительного профиля  (лабораторного  и производственного оборудования,  технических средств обучения, инструмента, приборов)

предоставление образовательных  услуг  по повышению  квалификации преподавателей  специальных строительных  дисциплин, мастеров  производственного обучения,  реализующих программы  строительного профиля  (в  том  числе  в дистанционной форме)

Проведение  маркетинговых исследований по определению: тенденций  развития строительной  отрасли, перспективных  строительных проектов; востребованности  в специалистах  строительного профиля  с  ремесленной подготовкой  в  различных строительных  фирмах  и организациях; востребованных квалификаций и компетенций  работников строительного профиля; предложений  по  развитию спектра  и  содержания дополнительных образовательных  услуг  в соответствии с потребностями сферы строительства в части: комплексно-бригадного  метода целевой  подготовки  и переподготовки рабочих кадров; подготовки  специалистов  из числа  выпускников общеобразовательной школы по образовательным программам;ППКРС, ППССЗ; подготовки  (в  том  числе краткосрочной), переподготовки, повышения  квалификации взрослого населения; подготовки,  переподготовки, повышения  квалификации персонала строительных фирм; и организаций; развитие  ремесленной подготовки  специалистов-строителей; переподготовка,  повышение

квалификации  преподавателей специальных  строительных дисциплин,  мастеров производственного обучения

организация  экспертизы содержания программ ДПО по профессиям  строительного профиля; анализ  качества подготовки/переподготовки специалистов  строительного профиля  в  соответствии  с современными  требованиями, профессиональными стандартами, WSR; накопление  и  систематизация нормативных  документов, методического  обеспечения образовательных программ  ДПО строительного профиля

предоставление образовательных  услуг  для преподавателей  и  мастеров производственного обучения по овладению  технологиями подготовки  специалиста-ремесленника (в том числе в дистанционной форме)

Организация рекламы программ ДПО  на  базе  РЦ; профориентационных мероприятий для школьников, родителей, взрослого населения, потенциальных  социальных

партнеров

организация ежегодных выставок методического  обеспечения программ ДПО строительного профиля

подготовка  и  проведение

конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся строительного профиля;

Систематическое  размещение информации о деятельности РЦ на  сайте  образовательного учреждения

организация профессионального общения  педагогов строительного профиля: круглые столы,  конференции;  работа методических  объединений, творческих групп по различным направлениям

проведение  процедуры сертификации квалификаций

Организация  публикаций  о деятельности РЦ

Подготовка  материалов, организация  издания  и распространение информационной, методической литературы,  дидактических материалов для педагогических работников,  представителей предприятий  и  организаций строительной отрасли, граждан

Подготовка и выпуск рекламной продукции о Ресурсном центре в сфере  архитектуры  и строительства

Организация участия Ресурсного центра  в  выставочных мероприятиях  различного уровня,  проведение методических  выставок, связанных  с  рекламной, печатной,  аудиовизуальной  и интерактивной информацией

 

Рабочая гипотеза:

Ресурсный центр в сфере архитектуры и строительства БУ «Нижневартовский строительный колледж» будет развиваться как инновационная структура преобразования знаний в рыночный продукт, обеспечивающий эффективное социально-экономическое развитие региона, если:

деятельность ресурсного центра будет направлена на концентрацию образовательных ресурсов профессионального образования с целью их коллективного использования в межрегиональной сети учреждений профессионального образования; на экспериментальную, исследовательскую и маркетинговую деятельность; создание многоканального механизма финансирования образовательной деятельности и межрегиональную консолидацию работодателей по  инвестированию  профессионального  образования;  организацию  дополнительного  и непрерывного профессионального образования; введение новых специальностей, дополнительных специализаций по требованию работодателей исходя из новых задач технического и технологического перевооружения отрасли; создание методической базы реализации ФГОС с учетом профессиональных стандартов и требований WSR; повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по инновационным технологиям.

Механизм реализации проекта будет осуществляться через координацию сетевого взаимодействия и обеспечение нормативно-правового сопровождения реализации Программы; создание условий для развития разных моделей сетевых взаимоотношений; разработку координационного плана совместных действий ресурсного центра с образовательными учреждениями и социальными партнерами.

Ожидаемые результаты:

-       Расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.

-       Адаптация обучающихся к работе на высокотехнологичном оборудовании, использованию новых производственных технологий.

-       Достижение  соответствия  между  образовательными  и  профессиональными интересами личности и потребностями рынка труда.

-       Наращивание потенциала социального партнерства на взаимовыгодных условиях.

-       Сформирована база для развития системы ДПО (подготовка/переподготовка) взрослого населения и повышения квалификации работников предприятий строительной, дорожно-строительной отраслей города, округа;

-       Повышение  конкурентоспособности  и  инвестиционной  привлекательности подготовки рабочих и специалистов строительного профиля подготовки

-       Профессиональный и личностный рост педагогических работников.

-       Формирование благоприятного общественного мнения, создание позитивного имиджа колледжа.